Новости
На месяц назад К главной странице новостей На месяц вперед

Вторник 11 апреля 2000 года

Путина зовут в горы Оймяконья

В разгаре горнолыжный сезон. Туристическая база "Кант", расположенная в восьми километрах от Усть-Неры, на высоте почти 2000 метров над уровнем моря, встречает спортсменов ослепительно ярким солнцем и кристально чистым снегом. Сейчас горнолыжники облюбовали более крутую верхнюю трассу. На нижней, которая для спуска полегче, состязаются "саночники" (так в шутку здесь называют детей на санках).

На днях завсегдатаи турбазы оживленно обсуждали технику и стиль катания на лыжах нового президента России, который в прошлые выходные он продемонстрировал на аналогичной горной базе близ Магнитогорска. "Конечно, пока еще не высший класс", -- сказали наши мастера. Но все же единогласно решили послать Путину приглашение в один из выходных дней посетить турбазу в Усть-Нере. У нас, мол, в Якутии и солнце поярче и горы покруче чем на Урале. Горнолыжный сезон в Усть-Нере продлится до 15 мая, пока в горах не расстает снег и завершится традиционным карнавалом. Что ответит президент?

Олег СОЛОДУХИН.

Пятница 14 апреля 2000 года.

Шукшин на сцене Дома культуры

Долгожданная премьера Усть-Нерского народного театра состоялась на сцене местного Дома культуры "Металлург". С большим успехом прошел спектакль "Отчий дом" по мотивам рассказов В.Шукшина "Письмо" и "Сапожки" в инсценировке и постановке главного режиссера народного театра Анны Бубякиной.

Кстати, это первый случай в почти 30-летней истории Усть-Нерского театра, когда постановка осуществлялась не по готовой пьесе, а по собственной инсценировке. Зрители по достоинству оценили и литературный талант автора спектакля, и хорошую игру самодеятельных актеров -- Ольги Шенниковой, Ольги Шильке, Владимира Дубровина, Елены Суровиковой, Александра Лыгина, Марины Рубан и Марины Веселовой.

Олег СОЛОДУХИН.

Суббота 15 апреля 2000 года

Открыть ПТУ -- дело нехитрое.
Главное -- не забыть о том, что ты его открыл.

Узнав о том, что в родном Оймяконском районе появилось профессионально-техническое училище, была искренне изумлена. "Народ что ни день уезжает восвояси, прииски ликвидируются, в школах, можно сказать, учиться некому, а тут -- училище! Кто там заниматься-то будет?" -- вопрошала сама себя по дороге отулусного управления образования к средней школе 1, в помещении которого разместился новичок. Через некоторое время эти вопросы отпали, но появились другие...

Хотели как лучше...

Идея создать в Усть-Нере ПТУ возникла у наделенных большой властью республиканских чиновников и местного начальства во время работы выездной правительственной комиссии в начале зимы прошлого года. Посидели, поговорили, взвесили все "за" -- "против", вспомнили, сколько специалистов уехали в теплые края, и заключили тройственный договор. В нем администрация улуса, ЗАО "Индигирзолото" и Департамент начального и среднего профессионального образования (ДНИСПО) распределили обязанности и решили, кто и что должен сделать, чтобы грандиозный замысел по подготовке кадров воплотился в жизнь. С тем и разошлись, довольные друг другом и собой, разумеется.

А замысел действительно был грандиозным. И пока остается таковым. По договору вся деятельность училища нацелена на подготовку специалистов для жилищно-коммунального хозяйства и горной промышленности: монтажников сантехнических систем и оборудования, газоэлектросварщиков, водителей категории "С" и машинистов на открытых горных породах. Причем последняя профессия является довольно уникальной. Она подразделяется на четыре специализации: машинистов трактора, бульдозера, экскаватора и промывочного прибора. То есть один человек в идеале вполне квалифицированно смог бы работать на любой задействованной на полигонах технике. Стоит ли говорить, какую выгоду может извлечь будущий работодатель, подписывая контракт со специалистом такого широкого профиля.

Летом все того же 99-го года на первый курс в четыре группы были набраны сто человек на базе девяти и одиннадцати классов. С первого октября они приступили к занятиям. Возглавила училище бывший директор закрытой ныне Сарылахской средней школы Татьяна Гавриловна Кузнецова.

...стараются, как могут...

С первых же дней работы коллектив столкнулся с огромными проблемами, причиной возникновения которых послужило невыполнение сторонами добровольно взятых на себя обязательств. Хотя, конечно, нельзя сказать, что все они после оформления бумаг напрочь забыли о своих делах.

--Кое-что было выполнено сразу, -- мы беседуем с директором училища в опустевшем после занятий классе. -- Так, администрация улуса предоставила в безвозмездную аренду сроком на два года два этажа пристроя школы-интерната, учебные кабинеты автодела в этой же школе, гараж, несколько помещений в интернате ( комнату, раздевалку, прачечную и душ), автомобили "Урал" и "Москвич"-2140, автотрактородром и участок под учебный полигон на отработанном месторождении "Нера -- Тегергачи". Хотя, по договору, речь шла не об аренде, а о передаче имущества на баланс ДНиСПО...

Какая между этим разница, думаю, объяснять не надо. Аренда -- понятие временное, и что будет по прошествии оговоренных на бумаге лет, трудно сказать. По словам моей собеседницы, администрация должна была еще отремонтировать выделенные помещения (что не сделано до сих пор) и обеспечить училище необходимыми инженерно-педагогическими кадрами. Этот пункт как могли выполнили.

Сейчас преподаватели вроде бы есть, вроде бы работают. Но, когда общалась с ними, у меня возникло опасение, что с наступлением промывочного сезона больше половины из них, не задумываясь, сменит учебный кабинет на старательскую артель. Скорей всего так оно и будет. Ибо на учительскую зарплату прокормить семью просто невозможно. Тем более на полюсе холода, где цены на продукты в два-три раза выше, чем в Якутске.

Так же ответственно подошли к обязательствам в департаменте. Перво-наперво разработали учебные планы и программы по каждой специальности. Параллельно приступили к снабжению новорожденного, в чем-то ограничивая аппетиты его старших собратьев -- других училищ. Часть наглядных пособий, технической и методической литературы, учебников пришлось срочно закупить, кое-что извлекли из своих запасов. Большую половину учебников по школьной программе достали сами оймяконцы, собрав их по закрытым приискам (равно как и часть школьной мебели, классных досок).

Некоторой специфической литературы, в частности по горному делу, все же не хватает. Закупить ее можно только в центральных книжных издательствах, тщательно покопавшись в каталогах выпускаемой ими литературы. Этим как раз и занимаются в департаменте. Сейчас здесь ожидают большую партию учебников, немалый кусок этого книжного пирога достанется ПТУ-34. Не забыли и про специфику профтехобразования, где 30 процентов учебного времени занимает теория, 70 -- профессиональное обучение. Отправили в Усть-Неру электроды, костюмы сварщиков и сами сварочные аппараты.

...а получается, как всегда

А что же основной заказчик -- ЗАО "Индигирзолото"? Он-то, наверное, развернулся вовсю и обеспечил согласно своей части договора полноценный учебный процесс? Совсем наоборот. А впрочем, судите сами.

Обратимся к документам. Из занимающих полстраницы обязательств организация выполнила лишь несколько пунктов. Предоставила помещение будущим газоэлектросварщикам для прохождения практики, три стояночных бокса в гараже и площадку для ремонта бульдозера. Но пока ставить и ремонтировать там нечего...

--Руководство общества должно было еще прошлым летом передать на баланс ПТУ бульдозер, экскаватор, "УРАЛ", два сварочных аппарата и три кислородных баллона, -- мы обсуждаем выполнение тройственного договора с куратором училища, работником ДНиСПО Алексеем Бессмертным. -- Но прошло более полугода, а воз и ныне там. Правда, они намеревались вручить технику по окончании работы старателей. То есть глубокой осенью, когда проверить ее состояние будет практически невозможно. Естественно, согласиться на такие условия мы просто не могли, иначе пришлось бы постоянно тратиться на запчасти.

Затем Алексей Михайлович подтвердил полученную мною в районе информацию о том, что "Индигирзолото" до сих пор не может передать под общежитие здание своего профилактория. Его почему-то никак нельзя освободить. В связи с чем управление образования улуса некоторых приезжих учащихся разместило в интернате. Другие, например, парни из Момы, сняли квартиру.

От чего не отказывается предприятие, так это от прохождения производственной практики. Тут они хоть сию минуту готовы предоставить и технику, и оборудование, и помещения, и даже действующие полигоны. Здешняя администрация, видимо, рассуждает так. Пусть ребятки покопаются в сложных механизмах, побороздят землю- матушку. Святое дело, сами когда-то такими же неопытными да зелеными были.

Только запамятовали они, что прежде, чем отправиться на практику, этим ребятишкам необходимо пройти производственное обучение. Откатать по двадцать часов на тракторах-бульдозерах. Без этого им полигонов просто не видать.

В этом плане хорошо живется будущим водителям, сварщикам и сантехникам. Есть где применить накопленные за долгую зиму теоретические знания. А как быть тем, кто также "поглощал" теорию, избрав профессию "машинист на открытых горных породах"? Пока вопрос остается без ответа...

Время идет, угроза срыва производственного обучения ощущается все явственней. Директор ПТУ, поддерживаемая специалистами департамента, день за днем обивает пороги администрации и акционерного общества с единственной надеждой -- разрешить сложившуюся ситуацию. С надеждой, что там вспомнят о добровольно (!) взятых на себя обязательствах и доведут-таки начатое с таким энтузиазмом дело до конца.

Тамара Гашимова,
наш спец. корр

Среда 19 апреля 2000 года.

Школа, где не ставят двоек

Большинству наших средних школ, находящхся на государственном попечении, присущ какой-то неистребимый дух казенщины. Сколько бы усилий ни прикладывали учителя, как бы ни старались сделать свой второй дом уютным, согревающим глаза и сердца, в чем-нибудь он все равно остается. Коллективу Усть-Нерской средней школы первой ступени удалось то, что другим оказалось не под силу. Но обо всем по порядку.

Пять лет назад в поселке появилось еще одно учебное заведение. Впрочем, оно несколько отличалось от уже имеющихся. В его классы набирали ребят, которые по разным причинам отказались посещать обычные школы. Кто-то не мог осилить темп современных методик и безнадежно отстал от одноклассников. Кого-то прочно зачислили в двоечники и хулиганы, тем самым дали понять, что он здесь никому не нужен. У кого-то просто нечего было одеть, чтобы не выглядеть хуже одноклассников. Так или иначе, но таких ребятишек собралось довольно много для того, чтобы они продолжали и дальше отлынивать от занятий.

--Главную цель нашей работы мы видим в оказании квалифицированной педагогической помощи детям из группы риска, социально незащищенных слоев населения и детям-инвалидам, -- рассказывает директор школы Надежда Омельченко. -- Собрав последних вместе, мы предоставили их мамам возможность выйти на работу. В таких семьях каждая копейка на счету. Да и моральный климат стал легче. Дети вырвались из четырех стен, почувствовали, что они кроме близких еще кому-то нужны, появились друзья, новые интересы...

Кстати, о стенах. Школу разместили в двухэтажном здании, ранее принадлежавшем детскому саду. Много было желающих заполучить его, но администрация улуса решила дело в пользу детей. Воодушевленные победой учителя споро взялись за работу. Они не стали кардинально все перестраивать, перекрашивать и переделывать. Кое-где смастерили перегородки, вместо кроваток поставили мягкие уголки, на смену книжкам-малышкам пришли учебники и художественная литература. В огромных группах, то бишь классах, позади парт разложили ковры, чтобы было где отдохнуть после занятий, поиграть. И везде, где только можно, расставили-развесили цветы.

Кухню тоже сохранили. А как же иначе? Ведь детвора находится здесь целый день -- с восьми утра и до шести вечера. Все вместе завтракают, обедают и ужинают. Причем за ребят из малообеспеченных семей платит улусное управление соцзащиты. И потом, что еще как не аппетитные запахи, коими наполнен каждый уголок, могут так гармонично завершить картину уютного и приветливого жилища?

В школе всего шесть классов, но тринадцать класс-комплектов.

--Просто в одном классе обучаются дети с семи до пятнадцати лет, в медицинской карточке которых значатся диагнозы: болезнь Дауна, олигофрения, детский церебральный паралич, нарушения речи и зрения, тугоухость, задержка психического развития, -- объясняет ситуацию Надежда Николаевна. -- Четверо учатся дома. С каждым учителя работают по лично разработанной индивидуальной программе. При их составлении исходили из своих знаний и возможностей, диагноза ребенка, учитывали насколько быстро он утомляется и как усваивает материал.

В этом учебном году Омельченко со своими единомышленниками решила перейти на четырехлетнее обучение, благодаря чему удастся значительно снизить нагрузку учащихся и максимально адаптироваться к школьной жизни. Есть, правда, ученики, занимающиеся по трехлетней программе. Их готовят к поступлению в гимназию. Вообще и тех, и других можно назвать счастливчиками. Представьте, они никогда не получали двоек и о том, что они есть, знают только от своих друзей. Это принципиальная позиция коллектива, который считает, что любая негативная оценка или грубое слово могут навсегда оттолкнуть ребенка от школы и тогда уже никто не сможет вернуть его обратно.

--А если он что-то не понял или пропустил занятия? -- мне все не верится в такой либерализм.

--Для этого существует группа продленного дня. Ее воспитатели помогут подопечным преодолеть любые трудности, -- убеждает директор.

Особое место здесь занимает программа укрепления здоровья "Путешествие Джуно. Приключения в стране здоровья", ставшая неотъемлемой частью учебного процесса. Ребятишки уже не представляют как они могли раньше обходиться без постоянных физкультминуток и психологических пауз, общешкольной музыкальной зарядки и массажа, бассейна и тренажеров в детском комплексе "Ровесник", соревнований, походов и экскурсий.

Но не все так радужно складывается, как хотелось бы учителям. Для нормальной работы вышеупомянутой программы школе необходимы педиатр, инструктор лечебной физкультуры и дефектолог. Не стремятся медики связать трудовую деятельность с образованием -- зарплата мизер и подработать негде. Хотя не все так считают. Огромную помощь оказывает детворе логопед Олеся Николаева, шаг за шагом обучая их навыкам правильной речи.

Надеется директор ( а с ней учителя и родители) на то, что появятся добрые люди и помогут оснастить медицинский кабинет, подарят хотя бы один компьютер, с помощью которого можно более продуктивно разрабатывать индивидуальные программы. А самое главное -- ждут не дождутся приезда специалистов республиканской медико-педагогической комиссии. Они должны досконально обследовать учеников. От результатов их работы зависит открытие коррекционного класса...

Тамара Гашимова,
наш спец. корр.
п. Усть-Нера.

Суббота 29 апреля 2000 года.

Маскарад на лыжах

На протяжении ряда лет функционирует в Оймяконье горнолыжная база "Кант", созданная по инициативе местных геологов. Сначала она, расположенная в живописном месте в горах недалеко от улусного центра, являлась излюбленным местом отдыха работников Верхне-Индигирской экспедиции. Теперь же только ленивый не поднимается туда и не пробует, если уж не кататься, то хотя бы постоять на лыжах. Горнолыжный спорт получил огромную популярность у жителей полюса холода, особенно -- у подрастающего поколения.

Сегодня на базе состоятся спортивные соревнования по горным лыжам. Ребята, занимающиеся в секции, померяются силами, примут участие в борьбе за звание победителя.

Завтра на базе пройдет костюмированный маскарад, посвященный закрытию весеннего сезона. В эти дни, как обычно, в горах Оймяконья будет весело и многолюдно.

Индира БАБОШИНА.

© Республиканская газета "Якутия" 2000г.

На месяц назад К главной странице новостей На месяц вперед

 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100